Статья о СОВЕРШЕНСТВЕ
Совершенство — слово с секретом. С одной стороны это что-то прекрасное, доведенное до идеала. С другой — то что совершено, закончено. Продолжения не будет и добавить нечего, больше нет места для изменений и движения.
Значит оно умерло ? Жизни — то нет, если оно больше не меняется.
Идеалом совершенства является то состояние, когда уже ничего нельзя добавить, изменить — все сделано.
Тогда что же такое перфекционизм и хорошее ли это качество?
В природе это невозможно. Все созданное человеком разрушается временем, движется во времени, меняется. Даже платоновские неразрушимые идеи на самом деле меняются со временем в коллективном бессознательном. Просто потому что сознание живых носителей этих идей тоже меняется. Вместе со способностью личного искажения и передачи.
Достичь совершенства — значит достичь остановки в пути. Но жизнь это движение, изменение. Человеку, как душе — скучно останавливаться. Остановка для души — она всегда ради чего-то еще, ради какого-нибудь дальнейшего движения. Изменение ради следующих, других изменений и движений.
Человеку как телу, как личности и социальному элементу хочется стабильности, зоны комфорта. А как душе — постоянного движения, которым и является жизнь. Переходы из одних состояний в другие.
Это противоборство двух начал всегда есть.
В душе у нас так : Достиг чего-то, остановился. Ну и че ? Хочется идти дальше. Иначе возникает смертельная скука. Душа человека чувствует, что остановка — это смерть. И гонит дальше.
Но противоречие это потенциальная возможность для сотрудничества. Если хорошенько изучить суть позиций обеих сторон.
Что же в нас стремится к совершенству, то есть к состоянию остановки, когда уже ничего нельзя добавить и не нужно добавлять? И зачем оно нужно, если после него приходит скука и необходимость двигаться дальше. Выходит, что это стремление к смерти ? Где-то здесь логическая ошибочка)
Каковы его здоровые и нездоровые грани нашего стремления к совершенству?
Думаю ответ может дать слово — соподчиненность.
Все делается ради чего-то еще. Дело сейчас подчиненно тому следующему, ради чего оно делается.
Заглядывая на несколько шагов вперед можно контролировать то как ты стремишься к совершенству сейчас. И когда это остановить) Иначе говоря, спрашивать, зачем я это делаю ?
Ладно) Если взять бытовуху) Мы делаем дела и доводим их до определенного состояния, удовлетворяющего нас — до совершенства. И когда это состояние достигнуто,можно сказать — я сделал это. И если правда сделал, то уже ничего доделывать не надо — то есть действие завершено, оно больше не имеет продолженности в настоящем. Это чисто внутренний критерий, когда приходит удовлетворенность.
(А недостаточная осознанность этого критерия как раз и может порождать перфекционизм.Непонятно, когда остановиться, всегда кажется есть, что добавить.)
А если ты внутри решишь, что еще не доделал и есть что добавить, значит оно не совершено, то есть не совершенно! То есть оно еще продолжено и ты, дорогой друг, еще продолжаешь его делать!
Много ли таких дел, которые ты до сих пор делаешь ?
Наверно тяжко тащить на себе кучу несовершенных дел..
Перфекционистом быть трудно).
Это первая полезность, которую можно извлечь из этого рассуждения. Несовершенные дела надо совершить, и это высвобождает силу.
И вторая:
Доводя до совершенства надо вовремя остановиться, вот почему:
Совершенное дело сделать — это как построить кораблик. А потом пустить его по речке. Ты уже все сделал, что от тебя зависит, твой кораблик готов, но дальше речка с ветром будут делать с ним что хотят. От внешнего теперь зависит его судьба.
Так происходит с любым делом — делаешь что от тебя зависит. А потом отпускаешь на волю пространства, то есть Бога.
И так всегда, даже в самом мельчайшем. Сделал все, чтобы протянуть руку и взять стакан воды со стола.
Но в пространстве произойти может все что угодно: позвонят, отвлекут, другая задача резко появится, в тебя кинут помидором, птица клюнет в глаз, сердце остановится..итд. Все что угодно может произойти и мы не можем это контролировать.
Мы можем контролировать только те действия, которые осознаем, которым мы — хозяева. Можем сделать все, что зависит от нас. А дальше любое дело пускается в море пространства и на волю Божью.